Существует ли безработица?
Jun. 17th, 2012 11:47 am
Я тут давал ссылку на исследование по поводу проблем, волнующих украинских граждан. И там мне стали задавать неудобные вопросы - что ж так, мол, откуда такое внимание к безработице, ведь в Украине безработица - ниже плинтуса. По официальной
Мне кажется что мои оппоненты воспринимают ситуацию с безработицей несколько излишне прямолинейно. Скажем, столяр-краснодеревщик Вася в этой логике считается безработным если он не сумел найти работы не только столяра, но и плотника, разнорабочего, водителя такси и маршрутки, кондуктора в трамвае, уборщика и кассира в супермаркете - словом, любой работы.
Однако тут есть маааааленькая, но важная деталь. В качестве столяра-виртуоза Вася получает доход, скажем, полторы тысяч долларов в месяц. И эта сумма позволяет ему платить за кредитную квартиру или машину, кормить семью и даже, возможно, раз в год летать в Турцию на десять дней отпуска. А вот работа плотника, или, того хуже - таксиста, будет позволять ему с трудом выплачивать кредит, отказывая себе во всем. А если не нашлось ничего кроме места кондуктора в трамвае - то все, квартира и машина уйдет банку, а денег будет хватать исключительно на еду и выплату коммуналки.
Поэтому вы уж простите Васю, что он определяет для себя отсутствие именно работы столяра как безработицу, и ее опасается. Да, разумеется, когда прижмет и станет нечего жрать - он найдет себе что-то попроще, но все равно - ощущение ПОТЕРИ работы, утраты социального статуса - это не изменит. А именно ощущения, а не сухую статистику мы и обсуждали.
Тут можно возразить что в стране не хватает хороших работников, так что все с Васей будет хорошо, если у него есть желание работать. В принципе да, будет. Но не моментально и не автоматически - потому что Вася, несмотря на профессионализм, обладает и недостатками, которые могут не устроить работодателя. Возможно он немолод, не исключено что у него вздорный характер, или он в свое время отсидел в тюрьме лет пять, или того хуже - запойный алкоголик. И зная эти свои недостатки - Вася осознает что шансы его найти работу меньше чем у человека их лишенного - вот вам и второй фактор.
Ну и последнее - в стране мерзостный бизнес-климат, какое мы место занимаем по рейтингу Doing Business - говорил уже бессчетно (не хотите слушать меня и рейтинг, не беда - идите к стоянке налоговой, суда, горисполкома и глядите на припаркованные машинки сотрудников, все станет ясно). Напрямую это чувствуют, конечно, те кто сами занимаются бизнесом, а не наемные работники. Но не нужно думать что остальное население в полном составе не способно сложить два и два и увидеть что происходит в сфере создания бизнесов и следовательно - новых рабочих мест. Из-за этой самой бизнес-атмосферки наша экономика остается тем чем она есть, и здесь я снова возвращаюсь вот к этой своей записи
no subject
Date: 2012-06-17 09:32 am (UTC)no subject
Date: 2012-06-17 09:42 am (UTC)Мы ведь обсуждаем не просто цифирки в таблице, а отношение к явлению опрошенного населения. Я попробовал описать откуда такое внимание к этой, вроде бы несуществующей, проблеме.
no subject
Date: 2012-06-17 09:43 am (UTC)no subject
Date: 2012-06-17 09:48 am (UTC)no subject
Date: 2012-06-17 10:14 am (UTC)no subject
Date: 2012-06-17 10:23 am (UTC)А опрос о важности проблемы - включает в себя суммирование массы представлений, которые с этой проблемой связаны.
no subject
Date: 2012-06-17 10:28 am (UTC)no subject
Date: 2012-06-17 10:34 am (UTC)Тем не менее, я считаю что результат ЭТОГО опроса и данная графа в нем - все равно представляют интерес для публики.
no subject
Date: 2012-06-18 08:28 am (UTC)Все остальное - это из серии беседы с grammar nazi, для которого форма важнее сути. Мне, например, абсолютно наплевать, насколько грамотно составлен опрос и все ли запятые на месте. Более того - абсолютно неинтересно, насколько верно дядя Вася сантехник толкует макроэкономические термины.
Интересно другое - почему люди так отвечают и что за этим скрывается. Что они реально выражают, какие проблемы раскрываются.
no subject
Date: 2012-06-19 09:14 pm (UTC)no subject
Date: 2012-06-21 05:51 pm (UTC)К тому же безработица может волновать и 89-летнюю бабушку, которая волнуется о работе для внуков.
---
А может быть я просто ваш комментарий не понял, впрочем.
no subject
Date: 2012-06-21 06:32 pm (UTC)Насчёт бабушки упрёк принят, но тут можно применить тот же подход: развернуть определение "безработицы", т.е. указать, что речь идёт о ситуации, когда вообще невозможно найти работу, на которую человек бы согласился.
no subject
Date: 2012-06-17 11:19 am (UTC)no subject
Date: 2012-06-17 09:56 am (UTC)Насчет работы именно по профессии тут я согласна, конечно. Мыть полы это не работа для специалиста.
no subject
Date: 2012-06-17 10:30 am (UTC)Однако сводить наличие свободных мест на рынке сиделок и уборщиков к отстутсвию безработицы - я бы не стал. Не все так просто. Нежелание работать сиделкой и уборщиком не означает нежелания работать в принципе. Для обоих этих работ нужны определенные умения, физические кондиции и состояние нервной системы. Нет, разумеется, если мы принимаем ситуацию - работай, чтоб только не сдохнуть с голоду здесь и сейчас - то тогда, наверное безработица как понятие вообще отсутствует.
no subject
Date: 2012-06-17 10:33 am (UTC)Конечно, если все эти люди будут работать уборщиками, то польза обществу стремится к нулевой, лишь бы с голоду не мерли.
no subject
Date: 2012-06-17 12:29 pm (UTC)no subject
Date: 2012-06-17 01:01 pm (UTC)Насчет нянек, уборщиц и сиделок - аналогичная проблема.
Нанять себе кого-то на полную занятость - у меня на самом деле нет ни средств, ни насущной необходимости. А вот на несколько часов в день кого-то задействовать несколько раз в неделю - такая необходимость бывает регулярно. Увы, найти адекватных людей очень тяжело.
Вот и получается: с одной стороны, в стране "безработица", с другой стороны, людей для работы найти очень трудно.
no subject
Date: 2012-06-17 10:07 am (UTC)Каша в голове и непонимание конкретики, пусть даже и на настолько массовом уровне - это конечно, чуть получше, нежели социалистический инфантилизм в тех же масштабах. Ибо это, хоть и со временем, но всё же "лечится", в отличие от. Так что в силу врождённого оптимизма - в таком аспекте скорей с вами соглашусь, чем наоборот.
no subject
Date: 2012-06-17 10:08 am (UTC)Поскольку знакомые, у которых "бизнес при власти" насквозь не понимают моих проблем, больны теориями конспиративизма и рассказывают о двуличии Европы. С этим можно согласиться, но у нас это зашкаливает, поэтому, "чья бы корова мычала"...
Другие знакомые, у которых "бизнес не при власти" и которые регулярно страдают от соответствующей необходимости общаться то с ментами, то с налоговой - спят и видят, как бы попасть в ту самую категорию "при власти" - вот тогда дела пойдут.
Третьи, которые своего бизнеса не ведут, на все это упорно закрывают глаза и говорят "это все не наши проблемы, а проблемы работодателя, пусть разбирается" и при этом банально халтурят.
Небольшая часть оставшихся здравомыслящих, которых на самом деле считанные единицы, уже просто молча пакует чемоданы...
no subject
Date: 2012-06-17 10:15 am (UTC)no subject
Date: 2012-06-17 12:31 pm (UTC)no subject
Date: 2012-06-17 06:43 pm (UTC)no subject
Date: 2012-06-17 06:46 pm (UTC)no subject
Date: 2012-06-17 06:49 pm (UTC)no subject
Date: 2012-06-17 11:52 am (UTC)no subject
Date: 2012-06-17 02:23 pm (UTC)А разве в благополучных капстранах не принято у населения дорожить своим рабочим местом и бояться потери работы? Че то кажется, что им сие весьма свойственно. И поболее чем нашим работягам.
Замечаю, что наши люди довольно легкомысленно относятся к своим обязанностям и не сильно заботятся о твердости своих позиций в профессии. Вообще характерно, что многим присуще перманентное недовольство своими должностями. Это оттого, что человеку занимаемое им место кажется недостойным его высоких талантов.
Тут недавно подслушал один телефонный разговор. Барышня кому то обосновывала нежелание ходить на уже запланированное собеседование тем, что "хочу ж на юг поехать в море окунуться", а ежели меня на работу сейчас возьмут - так полноценный отпуск ведь фиг дадут. То есть безработицей у нас даже иногда и не тяготятся.