Oct. 4th, 2007
Через пятьдесят лет
Oct. 4th, 2007 11:10 pm
Но был и ряд моментов, более чем меня смутивших - достаточно искуственно смотрятся "исповеди" и вообще мотивация людей, сидящих в зале. Сами представьте - взрослые и занятые люди неожиданно начинают рассказывать друг-другу о самом сокровенном, да еще и не проявляют никаких признаков нетерпения, хотя по логике сидят уже с полсуток взаперти. В оригинальном фильме проявлений агрессии и скуки было гораздо больше - что совершенно правильно с точки зрения психологии. Не буду сетовать на некоторых недораскрытых персонажей - тут рамки времени плюс несократимое количество присяжных, ничего не попишешь. Но вот то, что Михалков сделал несколько образов нарочитыми - это еще один серьезнейший недостаток, на мой взгляд и вкус.


В фильме же Михалкова вывод, к которому должен прийти зритель, примерно таков - сами граждане слишком заняты и непредсказуемы, чтоб быть частью правосудия. Они истеричны, слезливы, но при этом еще и жестоки - у них не хватает времени и на милосердие. А работники российских спецслужб - это не душители свобод, а как раз ангелы-хранители, этакие спасители, защищающие общество и стоящие над пропастью, во ржи.
И несмотря на то, что я не согласен с этим "мэссаджем", должен сказать, что сделан он весьма граммотно. Более того, Михалков сделал почти невозможную вещь - создал фильм, который кодирует совершенно разные смыслы для россияy и европейцев. То что ему это удалось - доказано получением того самого Золотого Льва. С точки зрения европейского, несколько нарочитого гуманизма - если в фильме оправдывают невинного чеченского парнишку, покажут руины Грозного, и помянут про ксенофобию, то за такой фильм обязательно нужно чем-то наградить. Зритель из России, скорее, воспримет совершенно иные культурные коды - суд, совмещенный со школой, гаснущий свет, мудаков-демократов и засилье кавказцев. В результате, картина получит признание и тут, и там, но по совершенно, поверьте, разным причинам.